УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического совета
ГУМУ “Осиповичский районный учебно-методический кабинет»
Протокол № 1 от 08.09.2023 г.
Программа
занятий районного ресурсного центра по подготовке к республиканской олимпиаде по учебному предмету «Биология»
Цель: организация работы с одаренными и высокомотивированными учащимися по вовлечению их в олимпиадное движение, повышение качества образования.
Задачи:
- владеть основными биологическими терминами и понятиями, биологическими законами и теориями
- знать строение и процессы жизнедеятельности бактерий, протистов, грибов, растений, животных и человека
- понимать общие закономерности, происходящие в живой природе
- устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органоидов клетки, особенностями строения и функциями тканей, органов и систем органов
- устанавливать причинно-следственные связи между средами жизни и приспособленностью к ним живых организмов, факторами и результатами эволюции, деятельностью человека и ее последствиями
- применять полученные знания и использовать их для: описания важнейших биологических процессов; характеристики и сравнения биологических объектов или явлений; составления характеристики основных систематических категорий (типов, отделов, классов)
- решать биологические задачи.
Многообразие органического мира (2 часа)
Классификация организмов. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд, класс, тип (отдел), царство. Царства живых организмов: Бактерии, Протисты, Грибы, Растения, Животные.Общие свойства живых организмов: единство химического состава, клеточное строение, обмен веществ и энергии, саморегуляция, подвижность, раздражимость, размножение, рост и развитие, наследственность и изменчивость, адаптация к условиям существования.
Доядерные организмы (прокариоты). Вирусы. (2 часа)
Бактерии: распространение, строение и процессы жизнедеятельности. Роль бактерий в природе и жизни человека. Практическое использование бактерий. Бактерии как возбудители болезней.Цианобактерии. Особенности их строения и жизнедеятельности.
Вирусы, строение, способы инфицирования, многообразие и значение.
Протисты (2 часа)
Особенности среды обитания, внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности (движения, раздражимости, питания и пищеварения, дыхания, выделения, размножения) протистов.
Гетеротрофные организмы: амеба обыкновенная и инфузория туфелька.
Автотрофные (хлорелла) и автогетеротрофные (эвглена зеленая) протисты. Общая характеристика водорослей как фотосинтезирующих организмов.
Одноклеточные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности колониальных водорослей на примере вольвокса.
Многоклеточные водоросли. Особенности строения и жизнедеятельности водорослей на примере зеленых водорослей (улотрикса, спирогиры), бурых водорослей (ламинарии). Понятие о закономерной смене способов размножения (на примере улотрикса).
Грибы (2 часа)
Общая характеристика грибов. Среда обитания, строение и жизнедеятельность.
Плесневые грибы (мукор, пеницилл) и дрожжи. Хозяйственное значение.
Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение. Съедобные и ядовитые грибы.
Грибы-паразиты: трутовик, головня, спорынья. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники – симбиотические организмы. Строение, питание и размножение лишайников. Роль лишайников в природе.
Растения (12 часов)
Жизненные формы растений,вегетативные органы, ткани (образовательные, покровные, механические, проводящие, основные) и органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.
Корень. Функции корня. Виды корней. Корневые системы. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня, рост корня. Видоизменения корня (корнеплоды, корневые клубни, корни-присоски) и их значение.
Побег. Функции побега. Основные части побега. Почка – зачаточный побег. Типы почек по расположению (верхушечные, пазушные, придаточные) и строению (вегетативные, генеративные). Развитие побега из почки.
Стебель. Разнообразие стеблей. Рост стебля в длину. Внутреннее строение стебля древесного растения в связи с выполняемыми функциями. Передвижение по стеблю воды, минеральных и органических веществ. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец.
Лист. Функции листа. Внешнее строение листа. Листья простые и сложные. Жилкование листа. Внутреннее строение листа в связи с его функциями.
Видоизменения побега: корневище, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.
Вегетативное размножение растений. Размножение растений видоизмененными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививками. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.
Мхи. Кукушкин лен: строение, размножение, цикл развития. Сфагновые мхи: строение и размножение. Роль мхов в природе.
Папоротники. Строение папоротников на примере щитовника мужского. Размножение и цикл развития папоротников. Роль папоротников в природе.
Голосеменные. Общая характеристика. Строение и размножение голосеменных на примере сосны. Значение голосеменных.
Цветок, его строение и функции. Соцветия и их биологическое значение. Опыление (самоопыление, перекрестное опыление). Двойное оплодотворение, образование семян и плодов.
Плоды. Строение и классификация. Распространение плодов. Биологическое и хозяйственное значение плодов.
Семя. Строение семени однодольных и двудольных растений. Условия прорастания семян. Питание и рост зародыша и проростка.
Многообразие покрытосеменных. Многообразие покрытосеменных. Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. Характерные признаки и практическое значение растений семейств (Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Бобовые, Злаки). Дикорастущие и культурные растения. Охрана растений.
Животные (16 часов)
Общая характеристика и разнообразие животных
В общей характеристике типа или класса животных должны быть освещены: классификация, среда обитания, распространение, внешнее строение животных (покровы, отделы тела), внутреннее строение (полость тела, строение опорно-двигательной, нервной, пищеварительной, выделительной систем, систем органов дыхания, кровообращения, чувств, размножения), особенности процессов жизнедеятельности и развития; значение животных данного типа (класса) в природе и жизни человека.
Тип Стрекательные
Пресноводный полип гидра. Многообразие кишечнополостных: медузы, коралловые полипы.
Тип Плоские черви
Белая планария. Паразитические черви: печеночный сосальщик, бычий цепень. Профилактика заражения.
Тип Круглые черви
Аскарида человеческая, детская острица,власоглав, трихинелла, нематоды: картофельная, стеблевая, луковая, земляничная.Профилактика заражения.
Тип Кольчатые черви
Дождевой червь. Роль дождевых червей в процессах почвообразования. Многообразие кольчатых червей: пескожил, нереис, медицинская пиявка.
Тип Моллюски
Многообразие моллюсков: прудовик, беззубка, кальмар, слизень.
Тип Членистоногие
Класс Ракообразные. Речной рак. Многообразие ракообразных: краб, креветка, дафния, бокоплав, мокрица, щитень.
Класс Паукообразные. Паук-крестовик,скорпион, домовой паук, чесоточный клещ, собачий клещ, паутинный клещ. Многообразие паукообразных. Профилактика заболеваний и борьба с клещами.
Класс Насекомые. Майский жук. Многообразие насекомых. Отряды насекомых: Прямокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые, Двукрылые, Перепончатокрылые.
Тип Хордовые (8 часов)
Надкласс Рыбы. Речной окунь. Многообразие рыб: Классы Хрящевые рыбы (акулы, скаты) и Костные рыбы (Кистеперые, Лососеобразные, Осетрообразные, Карпообразные, Сельдеобразные).
Класс Земноводные. Лягушка озерная. Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые.
Класс Пресмыкающиеся. Ящерица прыткая. Многообразие пресмыкающихся. Отряды: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи.
Класс Птицы. Сизый голубь. Экологические группы птиц: птицы лесов и открытых пространств; водоплавающие и околоводные птицы; птицы культурных ландшафтов.
Класс Млекопитающие. Собака домашняя. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и живородящие. Отряды: Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Хищные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Ластоногие, Китообразные, Приматы.
Общий обзор организма человека (14 часов)
Ткани, их классификация и принципы организации. Органы и системы органов. Регуляция функций в организме
Общие принципы организации нервной системы. Значение нервной системы. Строение и виды нейронов. Рефлекс. Рефлекторная дуга.Строение и функции спинного мозга.
Головной мозг. Строение и функции продолговатого, заднего, среднего и промежуточного мозга. Организация и значение больших полушарий. Общий план строения вегетативной нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы, их функции.Гигиена нервной системы.
Гормоны, их роль в организме. Железы внутренней секреции. Гипофиз и его связь с другими железами. Щитовидная железа. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная железа, половые железы.
Опорно-двигательная система и дыхание
Опорно-двигательная система, ее пассивная и активная части, их функции.
Строение костей. Виды костей. Рост костей. Соединения костей. Отделы скелета человека: скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей. Строение и функции мышц. Основные группы скелетных мышц. Работа мышц и утомление мышц.
Строение и функции дыхательных путей. Строение легких. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Газообмен в легких и тканях. Транспорт газов кровью. Нейрогуморальная регуляция дыхания.Гигиена дыхания.
Внутренняя среда организма
Компоненты внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Постоянство внутренней среды организма.
Состав и функции крови. Плазма крови. Эритроциты. Гемоглобин и его функции. Группы крови и резус фактор. Тромбоциты. Свертывание крови. Лейкоциты. Фагоцитоз.Иммунная система. Виды иммунитета. Вакцинация.Кровообращение.Сердце, его строение. Сердечный цикл. Автоматия.
Строение и функции кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Кровяное давление, пульс.
Пищеварительная система. Обмен веществ
Пищеварительные ферменты, их свойства и значение.Строение и функции органов пищеварительной системы: ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника, поджелудочной железы, печени. Пищеварительные процессы в ротовой полости, желудке, тонкой и толстой кишке. Всасывание. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.Гигиена питания.
Обмен белков, жиров и углеводов. Водно-солевой обмен.
Витамины, их роль в процессах обмена веществ. Водорастворимые и жирорастворимые витамины.Недостаток витаминов в пище и его последствия.
Выделительная система. Кожа. Репродуктивная система. Индивидуальное развитие человека
Значение выделения в жизнедеятельности организма. Органы, принимающие участие в процессах выделения: почки, потовые железы, легкие.
Мочевыделительная система. Строение и функции почек. Нефрон. Образование мочи. Мочевыделение.Гигиена мочевыделительной системы.
Строение кожи: эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка. Функции кожи. Роль кожи в поддержании температурного гомеостаза.
Строение и функции мужской и женской половых систем. Оплодотворение. Беременность. Роды.
Алкоголь, никотин и токсические вещества как факторы, нарушающие индивидуальное развитие.
Сенсорные системы
Структура сенсорной системы (периферический, проводниковый, центральный отделы).
Общая характеристика зрительной, слуховой сенсорных систем (рецепторы, проводники, корковый центр).
Строение и функции органа зрения. Дальнозоркость, близорукость.
Строение и функции органа слуха. Наружное, среднее и внутреннее ухо.
Гигиена зрения и слуха.
Общая биология (20часов)
Химические компоненты живых организмов
Содержание химических элементов в организме. Понятие о макроэлементах и микроэлементах.
Неорганические вещества. Вода и ее роль в жизни живых организмов. Содержание воды в организме, разных клетках и тканях. Функции воды в организме. Гидрофильные и гидрофобные соединения.
Минеральные соли и кислоты. Кислотность среды. Понятие о буферных растворах.
Органические вещества. Понятие о макромолекулах, биополимерах и мономерах.
Белки. Аминокислоты – мономеры белков. Строение аминокислот. Понятие о нейтральных, основных и кислых аминокислотах. Незаменимые и заменимые аминокислоты. Образование пептидов и полипептидов. Структура белков: первичная, вторичная, третичная, четвертичная.
Многообразие и свойства белков. Денатурация и ренатурация белков. Функции белков: структурная, ферментативная, транспортная, сократительная, регуляторная, сигнальная, защитная, токсическая, энергетическая.
Углеводы. Моносахариды. Олигосахариды. Дисахариды. Полисахариды, их структура. Крахмал. Гликоген. Целлюлоза. Хитин. Функции углеводов: энергетическая, структурная, метаболическая, запасающая.
Липиды, их строение и функции. Нейтральные жиры. Фосфолипиды. Функции липидов: энергетическая, строительная, защитная, теплоизоляционная, регуляторная.
Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеотидов – мономеров нуклеиновых кислот. Образование полинуклеотидов. Строение и функции ДНК. Строение, виды и функции РНК.
АТФ. Строение и функция АТФ.
Типы биологических задач, которые учащиеся должны уметь решать: строение и свойства нуклеиновых кислот (определение последовательности нуклеотидов ДНК, исходя из принципа комплементарности; репликация ДНК; определение содержания нуклеотидов во фрагменте молекул ДНК, если известно содержание одного из них).
Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов
Клеточная теория. История открытия клетки. Создание клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Современные методы изучения клетки.
Общий план строения клетки. Многообразие клеток. Строение клетки: поверхностный аппарат, цитоплазма (гиалоплазма, органоиды, включения), ядро.
Цитоплазматическая мембрана. Химический состав и строение плазмалеммы.
Клеточный центр, организация и функции центриолей.
Рибосомы, организация и функции.
Эндоплазматическая сеть (шероховатая и гладкая), комплекс Гольджи, их строение и функции.
Лизосомы. Понятие об аутофагии.
Вакуоли. Вакуоли растительных клеток и их функции. Сократительные вакуоли.
Митохондрии, их строение и функции.
Пластиды, строение и функции хлоропластов. Лейкопласты, хромопласты.
Ядро, строение и функции. Ядерная оболочка, ядерный матрикс, хроматин, ядрышки. Хромосомы, их структурная организация. Понятие о кариотипе, гаплоидном и диплоидном наборах хромосом.
Деление клетки. Биологическое значение деления. Понятие о жизненном цикле клетки. Интерфаза и ее периоды. Удвоение ДНК. Митоз. Фазы митоза. Биологическая роль митоза. Амитоз, или прямое деление. Деление бактериальных клеток. Гибель клеток.
Мейоз и его биологическое значение. Фазы мейоза. Понятие кроссинговера. Генетическая рекомбинация при мейозе. Сходство и различия между митозом и мейозом.
Типы биологических задач, которые учащиеся должны уметь решать: механизм деления клетки; определение результатов деления; плоидность клеток.
Обмен веществ и превращение энергии в организме
Общая характеристика обмена веществ и превращения энергии. Понятие обмена веществ, ассимиляции и диссимиляции, анаболизма и катаболизма, пластического и энергетического обменов.
Этапы энергетического обмена: подготовительный, бескислородный, кислородный. Гликолиз, клеточное дыхание. Суммарное уравнение полного окисления глюкозы. Брожение.
Фотосинтез. Сущность процесса фотосинтеза. Фотосинтетические пигменты и их функции. Световая фаза. Фотолиз воды. Темновая фаза. Значение фотосинтеза.
Хранение наследственной информации. Генетический код и его свойства. Реализация наследственной информации – биосинтез белка. Этапы синтеза белка: транскрипция, трансляция. Роль и-РНК, т-РНК, р-РНК в синтезе белка.
Типы биологических задач, которые учащиеся должны уметь решать
Транскрипция и трансляция.
Наследственность и изменчивость организмов
Закономерности наследственности, установленные Г.Менделем. Понятие наследственности и изменчивости. Изучение наследственности Г. Менделем. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Понятие аллельных, доминантных и рецессивных генов. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Статистический характер законов наследственности при моногибридном скрещивании и их цитологические основы. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков и его цитологические основы.
Отклонения при расщеплении от типичных количественных соотношений, установленных Г.Менделем. Явление неполного доминирования, множественный аллелизм, кодоминирование.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. Кроссинговер. Основные положения хромосомной теории наследственности. Генетические карты хромосом.
Генетика пола. Понятие пола. Половые различия. Хромосомное определение пола. Половые хромосомы и аутосомы. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом.
Генотип как целостная система.
Изменчивость организмов. Взаимодействие генотипа и условий окружающей среды. Формы изменчивости: ненаследственная и наследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Понятие о модификациях. Норма реакции. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Значение модификационной изменчивости.
Генотипическая изменчивость и ее виды. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Понятие мутации. Типы мутаций (генные, хромосомные, геномные). Соматические и генеративные мутации. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов). Мутагенные факторы среды. Значение генотипической изменчивости.
Особенности наследственности и изменчивости у человека. Методы изучения наследственности и изменчивости человека (генеалогический, близнецовый, цитогенетический, дерматоглифический, популяционно-статистический, биохимический, молекулярно-генетический). Врожденные и наследственные заболевания человека. Факторы внешней среды как причина возникновения наследственных болезней. Генные болезни (фенилкетонурия, гемофилия). Хромосомные болезни (синдром полисомии по Х-хромосоме, синдром Шерешевского–Тернера, синдром Кляйнфельтера, синдром Дауна). Профилактика наследственных болезней. Медико-генетическое консультирование.
Типы биологических задач, которые учащиеся должны уметь решать:
- моногибридное, дигибридное скрещивание;
- сцепление генов и кроссинговер;
- наследование признаков, сцепленных с полом.
Селекция и биотехнология
Селекция растений, животных и микроорганизмов. Понятие сорта, породы, штамма. Задачи и основные направления селекции. Основные методы селекции (массовый и индивидуальный отбор, гибридизация, мутагенез). Понятие об инбридинге и аутбридинге, отдаленной гибридизации. Особенности селекции микроорганизмов. Достижения современной селекции.
Биотехнология. Понятие биотехнологии. Объекты и основные направления биотехнологии. Клеточная и генная инженерия. Инструменты генной инженерии. Успехи и достижения генной инженерии. Получение трансгенных животных с признаками. Генодиагностика. Генная терапия. Достижения генной инженерии в растениеводстве.
Генетическая инженерия и биобезопасность.