РУС БЕЛ ENG

Прафілактыка злачынстваў і правапарушэнняў

НЕДОПУСТИМО ОСТАВЛЯТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ!

НЕДОПУСТИМО ОСТАВЛЯТЬ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА.

ВЫ НЁСЕТЕ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСТАВЛЕНИЕ МАЛОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В ОПАСНОСТИ

Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Статья 159. Оставление в опасности

  1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно нетерпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи –

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

  1. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, –

наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет со штрафом или без штрафа.

  1. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, –

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом.

 

 

свернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 января 2019 г. № 22 О признании детей находящимися в социально опасном положении

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2021 г. № 493 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 02.09.2021, 5/49390);

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2022 г. № 502 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.08.2022, 5/50540) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 4 августа 2022 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 1 сентября 2022 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2022 г. № 502 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.08.2022, 5/50540) - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 4 августа 2022 г. и 1 сентября 2022 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 2023 г. № 856 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 07.12.2023, 5/52474)

 

В соответствии с частью пятой статьи 116 и частью первой статьи 117 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Утвердить Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении (прилагается).
  2. Установить критерии и показатели социально опасного положения согласно приложению.
  3. Решения о признании детей находящимися в социально опасном положении, принятые до вступления в силу настоящего постановления, подлежат пересмотру в соответствии с данным постановлением в течение шести месяцев после вступления его в силу.
  4. Настоящее постановление вступает в силу с 1февраля 2019 г.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Румас

 

 

 

Приложение

к постановлению Совета Министров Республики Беларусь 15.01.2019 № 22

 

Критерии и показатели социально опасного положения

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

 

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

 

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, газопроводы, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них и представляют угрозу жизни и безопасности, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория которых не соответствуют требованиям пожарной безопасности и в которых имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего среднего образования (в любой форме его получения)

родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания

в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида, получил тяжкие телесные повреждения в результате воздействия внешних факторов и угроз, в том числе вследствие пожара, падения с высоты, отравления психоактивными веществами

оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, назначенных на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной социальной помощи, вследствие чего не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), допускают отсутствие пищи, одежды, обуви, места для отдыха, занятий и игр ребенка (детей)

 

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности и (или) освобождения от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребенка (детей) в рамках административного либо уголовного процесса установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего он совершил правонарушение и в отношении него начата индивидуальная профилактическая работа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

 

3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частями 2–5 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8, 19.10–19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись профилактические меры воздействия в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях или меры индивидуальной профилактики в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений

установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического, сексуального и (или) психологического насилия по отношению к нему

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) совершения административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов

в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) уклонения от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Совета Министров Республики Беларусь 15.01.2019 № 22

 

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящим Положением определяется порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, включающий выявление детей, находящихся в социально опасном положении, порядок и сроки проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, взаимодействие органов опеки и попечительства, иных организаций, уполномоченных законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей (далее– государственные органы, государственные и иные организации), с семьей при реализации мероприятий, направленных на устранение социально опасного положения и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.
  2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 31мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иными актами законодательства, а также следующие термины и их определения:

выявление детей, находящихся в социально опасном положении, – комплекс действий государственных органов, государственных и иных организаций по выявлению обстановки, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка, не обеспечивается надзор за его поведением и образом жизни, родители ведут аморальный образ жизни, в связи с чем имеет место опасность для жизни или здоровья ребенка (далее – неблагоприятная для детей обстановка);

социальное расследование – деятельность государственных органов, государственных и иных организаций по изучению положения и обследованию условий жизни и воспитания ребенка (детей) в семьях, в отношении которого поступила информация о неблагоприятной для детей обстановке;

признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении – принятие по итогам социального расследования решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в установленном настоящим Положением порядке, на основании которого осуществляется реализация мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки;

мероприятия по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки (далее – мероприятия), – совместная деятельность государственных органов, государственных и иных организаций с семьей, направленная на устранение причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки.

ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  1. Государственные органы, государственные и иные организации в пределах своей компетенции участвуют:

в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении;

в организации и проведении социального расследования;

в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

в реализации мероприятий.

  1. В деятельности, указанной в пункте3 настоящего Положения, в пределах своей компетенции участвуют следующие государственные органы и государственные организации:

местные исполнительные и распорядительные органы;

комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах) (далее – комиссии по делам несовершеннолетних);

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее – отделы образования);

учреждения образования;

организации здравоохранения;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты (далее – органы по труду, занятости и социальной защите);

территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей;

территориальные органы внутренних дел;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям;

структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства;

организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением;

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях;

орган государственного энергетического и газового надзора, энергоснабжающие, газоснабжающие организации.

Иные организации участвуют в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, социальном расследовании и реализации мероприятий в пределах своей компетенции.

  1. Координацию деятельности государственных органов, государственных и иных организаций, указанной в пункте3 настоящего Положения, осуществляют координационные советы, создаваемые в соответствии с частью второй пункта 28 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – координационные советы).

ГЛАВА 3 ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

  1. Государственные органы, государственные и иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку при осуществлении своей деятельности в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции:

отделы образования, учреждения образования – при организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, анализе участия родителей в образовательном процессе, при осуществлении контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах, при анализе обращений граждан;

организации здравоохранения – при оказании медицинской помощи или медицинских услуг, в том числе при патронажах, вызове врача на дом, при выездах скорой медицинской помощи, медицинском наблюдении и оказании медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовом периоде, в других случаях оказания медицинской помощи или медицинских услуг;

органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей – при назначении государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пенсий, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи, оказании социальных услуг, проведении обследования многодетных семей, семей, воспитывающих ребенка-инвалида, реализации мер в сфере содействия занятости, осуществлении иных функций;

территориальные органы внутренних дел – при посещении по месту жительства лиц, состоящих на профилактическом учете, при проведении с несовершеннолетними индивидуальной профилактической работы, в том числе при посещении семей на дому, в рамках рассмотрения в установленном порядке заявлений и сообщений граждан и юридических лиц;

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям – при проведении пожарно-профилактической работы;

организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, – при выявлении фактов невнесения платы по погашению задолженности лицами, имеющими на воспитании детей, которые были в установленном законодательством порядке предупреждены о необходимости погашения такой задолженности;

государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях, – при продлении или расторжении договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии в отношении граждан, имеющих на воспитании детей и систематически нарушающих правила внутреннего распорядка в общежитии;

орган государственного энергетического и газового надзора – при проведении адресных проверок технического состояния электрических и теплоиспользующих установок, газового оборудования и газопроводов потребителей газа, условий их эксплуатации в жилых помещениях граждан;

энергоснабжающие, газоснабжающие организации – при проведении проверок показаний приборов учета расхода электрической энергии и газа, расположенных в жилых помещениях граждан, при их обслуживании, при проведении технического обслуживания газового оборудования, предупреждении граждан, имеющих на воспитании детей, о необходимости погашения задолженности по оплате услуг электро- и газоснабжения.

Иные организации выявляют неблагоприятную для детей обстановку в пределах своей компетенции.

  1. При выявлении неблагоприятной для детей обстановки государственные органы, государственные и иные организации незамедлительно информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.
  2. Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет ее в учреждение образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок (дети), или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка (детей)– в отношении ребенка (детей) в возрасте до 3 лет либо ребенка (детей), который не зачислен в учреждение образования или не проживает с семьей в связи с получением образования.

Организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования на районном (городском) уровне, организуют методическое сопровождение деятельности учреждений образования по рассмотрению информации о неблагоприятной для ребенка (детей) обстановке.

ГЛАВА 4 ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

  1. Руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, принимается решение, которым определяются персональный состав комиссии по проведению социального расследования (далее– комиссия), срок его проведения, не превышающий 15 рабочих дней, порядок и срок обследования условий жизни и воспитания ребенка, дата проведения заседания совета учреждения образования (социально-педагогического центра) по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – совет профилактики).
  2. К проведению социального расследования учреждение образования (социально-педагогический центр) при необходимости привлекает специалистов государственных органов, государственных и иных организаций, указанных в пункте4 настоящего Положения, по месту жительства детей, направив письменное уведомление.
  3. Обследование условий жизни и воспитания ребенка (детей) проводится комиссией не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия руководителем учреждения образования (социально-педагогического центра) решения, указанного в пункте9 настоящего Положения.

Составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), в котором отражаются сведения о ребенке (детях), родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка (детей), а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей социально опасного положения, установленных постановлением, которым утверждено настоящее Положение.

Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка (детей). При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

  1. При проведении социального расследования в соответствии с законодательством осуществляется сбор информации о ребенке (детях) и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении.

Предложения о мероприятиях формируются государственными органами, государственными и иными организациями при проведении социального расследования. При обследовании условий жизни и воспитания ребенка (детей) оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий.

По результатам социального расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.

  1. Совет профилактики рассматривает акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей) и информацию по результатам социального расследования и принимает одно из следующих решений:

обратиться в координационный совет по месту жительства семьи для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении;

рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием помощи по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством;

информировать отдел образования об отсутствии критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) в семье.

  1. В соответствии с принятым решением в координационный совет не позднее трех рабочих дней после проведения заседания совета профилактики направляются выписка из решения совета профилактики, акт обследования условий жизни и воспитания ребенка (детей), информация по результатам социального расследования и предложения о мероприятиях.

В государственный орган, государственную и иную организацию, предоставляющие указанную в абзаце третьем пункта 13 настоящего Положения помощь, в течение одного рабочего дня после проведения заседания совета профилактики направляется выписка из решения совета профилактики.

  1. 141.Государственный орган, государственная ииная организации, указанные в пункте 14 настоящего Положения, не позднее 14 рабочих дней со дня получения выписки из решения совета профилактики направляют в совет профилактики информацию об оказании помощи либо о необращении родителей за оказанием помощи для контроля условий жизни и воспитания ребенка (детей) и принятия решения в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 13 настоящего Положения.

ГЛАВА 5 ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ РЕБЕНКА (ДЕТЕЙ) НАХОДЯЩИМСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ И ОБЖАЛОВАНИЕ ТАКОГО РЕШЕНИЯ

  1. Материалы, указанные в части первой пункта14 настоящего Положения, рассматриваются координационным советом в течение 14 дней.

О дате и времени проведения заседания координационного совета в обязательном порядке уведомляются родители.

Координационный совет принимает одно из следующих решений:

признать ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями;

отказать в признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении с указанием причин такого отказа.

  1. Решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, включающее мероприятия, в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется родителям, государственным органам, государственным и иным организациям, ответственным за его реализацию.
  2. Исполнение решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не реже одного раза в квартал рассматривается координационным советом.
  3. Координационный совет по результатам анализа исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении принимает решение:

о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, в том числе о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;

о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка (детей) нуждающимся в государственной защите;

о прекращении исполнения решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении в случае устранения причин, повлекших признание ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении, или по достижении ребенком возраста восемнадцати лет, в случае избрания для него меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы на определенный срок, в случае смерти ребенка, а также объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим в установленном законодательством порядке.

  1. При изменении места жительства ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении, учреждение образования (социально-педагогический центр) информирует координационный совет по новому месту жительства семьи и направляет решение о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении и мероприятия для принятия решения поновому месту жительства семьи в соответствии с частью третьей пункта 15 настоящего Положения.
  2. Учет детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляют отделы образования либо уполномоченные ими учреждения образования (социально-педагогические центры) в порядке, установленном законодательством.
  3. Решение о признании (оботказе в признании) ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении может быть обжаловано родителями в течение 10 рабочих дней со дня его принятия в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городах по месту принятия решения, а затем в суд.

Обжалование решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении не приостанавливает его исполнение.

ГЛАВА 6 РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

  1. Реализацию мероприятий обеспечивают:

22.1. городские, районные исполнительные комитеты (местные администрации районов в городах), которые в пределах своей компетенции:

организуют работу по профилактике семейного неблагополучия, насилия в семье, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений детей;

принимают в установленном законодательством порядке решения о даче согласия на отчуждение собственниками жилых помещений или об отказе в отчуждении собственниками жилых помещений, в которых проживают в качестве членов семей собственников жилых помещений дети, признанные находящимися в социально опасном положении;

формируют и вносят для утверждения в Советы депутатов региональные комплексы мероприятий по вопросам социальной поддержки детей и семей, воспитывающих детей (в том числе оказание помощи к учебному году);

22.2. сельские, поселковые исполнительные комитеты, которые в пределах своей компетенции оказывают помощь семьям, находящимся в социально опасном положении, в решении бытовых, жилищных и иных вопросов;

22.3. комиссии по делам несовершеннолетних, которые в пределах своей компетенции:

в установленном законодательством порядке принимают меры по защите прав и законных интересов ребенка (детей), находящегося в социально опасном положении;

организуют оказание помощи по обучению, трудовому и бытовому устройству ребенку (детям), досрочно прекратившему образовательные отношения и признанному находящимся в социально опасном положении;

22.4. отделы образования, которые в пределах своей компетенции:

обеспечивают реализацию права ребенка (детей) на получение образования;

обеспечивают доступность образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

обеспечивают учет детей, признанных находящимися в социально опасном положении;

22.5. учреждения образования (социально-педагогические центры), которые в пределах своей компетенции:

создают специальные условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;

оказывают психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку ребенку (детям) и родителям;

осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении;

22.6. организации здравоохранения, которые в пределах своей компетенции:

в установленном законодательством порядке оказывают медицинскую помощь;

консультируют родителей по вопросам организации условий быта, ухода, питания ребенка (детей);

обучают родителей навыкам ухода за новорожденными детьми и детьми раннего возраста;

консультируют родителей и других членов семьи по вопросам формирования здорового образа жизни;

осуществляют контроль за выполнением медицинских рекомендаций по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации ребенка (детей);

обеспечивают медицинское наблюдение, в том числе на дому, детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;

22.7. органы по труду, занятости и социальной защите, территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей, которые в пределах своей компетенции:

проводят обследования многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов, семей, в которых выявлены признаки неблагоприятной для детей обстановки;

оказывают социальные услуги, в том числе консультационно-информационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-посреднические, социально-реабилитационные, а также услуги временного приюта, социального патроната, услуги няни, иные виды социальных услуг в зависимости от потребностей семьи;

назначают государственную адресную социальную помощь, материальную помощь, пенсии и государственные пособия семьям, воспитывающим детей;

участвуют в распределении безвозмездной (спонсорской) помощи, полученной в виде товаров (работ, услуг), иностранной безвозмездной помощи, помощи (пожертвований), полученной от физических лиц;

оказывают содействие родителям в трудоустройстве, профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, реализуют иные меры в сфере содействия занятости;

участвуют в мероприятиях по профилактике неблагоприятной для детей обстановки, противодействию домашнему насилию;

22.8. территориальные органы внутренних дел, которые в пределах своей компетенции:

проводят беседы с членами семьи по правовым вопросам и соблюдению требований законодательства;

при необходимости осуществляют подготовку документов для направления родителей, других членов семьи в лечебно-трудовые профилактории;

22.9. органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, которые в пределах своей компетенции проводят информационно-разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности;

22.10. структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые в пределах своей компетенции и при наличии оснований:

оказывают содействие в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

реализуют меры по осуществлению ремонта в жилых помещениях государственного жилищного фонда по месту жительства семьи, ребенок (дети) в которой находится в социально опасном положении;

22.11. организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением, которые в пределах своей компетенции уведомляют родителей об имеющейся задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, возмещению расходов организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, на электроэнергию, потребляемую на освещение вспомогательных помещений и работу оборудования, в том числе лифтов, в многоквартирных жилых домах;

22.12. орган государственного энергетического и газового надзора, энергоснабжающие, газоснабжающие организации, которые в пределах своей компетенции проводят информационно-разъяснительную работу о необходимости соблюдения требований безопасности при эксплуатации энергоустановок, газового оборудования и газопроводов, а также при пользовании электрической, тепловой энергией и пользовании газом в быту.

 

свернуть

РЕБЕНОК И ЕГО БЕЗОПАСНОСТЬ

23.09.2024

 

ЧТО РЕБЕНКУ НУЖНО ЗНАТЬ?

  • Расскажите ребенку обо всех частях тела
  • Научите ребенка называть различные части тела
  • Объясните ребенку, что гадости про чужое тело говорить нельзя, это причиняет боль и вызывает неприятные эмоции
  • Познакомьте ребенка со строением человеческого тела разными способами – с помощью картинок, игр и игрушек, рисования

ЧТО РЕБЕНКУ НУЖНО УМЕТЬ?

  • Ребенок понимает, что обо всех частях тела можно говорить со взрослыми и с другими детьми
  • Ребенок умеет пользоваться подходящими и уместными названиями разных частей тела

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К СВОЕМУ И ЧУЖОМУ ТЕЛУ?

 

  • Не бывает хороших и плохих частей тела, хороших или плохих человеческих тел
  • У всех людей тела разные, отличаются друг от друга, и это нормально

 

ЧТО РЕБЕНКУ НУЖНО ЗНАТЬ?

ОБЪЯСНИТЕ РЕБЕНКУ, ЧТО:

  • Прикосновения могут быть разными
  • Прикасаться к другому человеку можно только тогда, когда тот считает это допустимым и ему это приятно
  • Прикосновения не должны создавать неприятных физических ощущений, от которых становится больно, страшно или начинаешь злиться
  • Каждый сам лучше всего знает, как он ощущает прикосновение и хочет ли он, чтобы до него дотрагивались
  • Из приятного прикосновения не нужно делать тайны, оно создает чувство безопасности и хорошее настроение

 

ЧТО РЕБЕНКУ НУЖНО УМЕТЬ?

 

  • Ребенок усвоил, что прежде чем дотронуться до другого, нужно спросить разрешения
  • Ребенок умеет различать свои ощущения от прикосновений
  • Ребенок умеет сказать «нет», если прикосновения нежелательно, неприятно ему
  • Ребенок подчиняется, если другой ребенок говорит «нет» и не дает себя трогать

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К СВОЕМУ И ЧУЖОМУ ТЕЛУ?

  • У ребенка есть право решать, кто может дотрагиваться до его тела
  • У каждого человека есть право распоряжаться собственным телом и это право всегда нужно уважать

 

ЧТО РЕБЕНКУ НУЖНО ЗНАТЬ?

  • Познакомьте ребенка с «Правилом купальника» разными способами – с помощью картинок, игр и игрушек, рисования

ОБЪЯСНИТЕ РЕБЕНКУ, ЧТО:

  • Части тела, прикрытые купальником или плавками, принадлежат только ему и у него есть право решать, кто может их видеть
  • Никто не должен дотрагиваться до частей тела, прикрытых купальником, рассматривать или обсуждать их

 

ЧТО РЕБЕНКУ НУЖНО УМЕТЬ?

 

  • Ребенок усвоил «правило купальника» и умеет сказать «нет», если кто-то его нарушает

 

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К СВОЕМУ И ЧУЖОМУ ТЕЛУ?

 

  • Некоторые части тела – особенные, они интимные и очень важные
  • В интимных частях тела нет ничего плохого, просто их можно и нужно оберегать
  •  

ЧТО РЕБЕНКУ НУЖНО ЗНАТЬ?

  • Познакомьте ребенка с «Правилом трех шагов» разными способами – с помощью картинок, игр и игрушек, рисования
  • Объясните ребенку, что если ситуация или чье-то прикосновение вызывает неприятные чувства, то надо:
  1. 1. Сказать «НЕТ»
  2. 2. Уйти
  3. 3. Рассказать надежному взрослому, которому доверяешь

 

ЧТО РЕБЕНКУ НУЖНО УМЕТЬ?

 

  • Ребенок умеет себя вести в пугающей или неприятной ситуации
  • Ребенок способен разобраться, что чье-либо прикосновение или близость ему неприятны, и отказаться от такого общения
  • Ребенок умеет обращаться за помощью к надежным взрослым

КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К СВОЕМУ И ЧУЖОМУ ТЕЛУ?

 

  • Ребенок имеет право на самозащиту
  • Ребенок может и должен обращаться к надежному взрослому за помощью
  • Если ситуация вызвала неприятные ощущения у ребенка, ему нужно рассказать об этом надежному взрослому

ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ, в том числе экстренную, несовершеннолетним и их родителям можно получить по

«ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ» +375 (2235) 56034

(ГУО «Социально-педагогический центр Осиповичского района»,

ул.Каданчика, 1, г.Осиповичи)

 

Общенациональная бесплатная «Детская телефонная линия»

8-801-100-1611

Учреждение «Осиповичский районный центр социального обслуживания населения»

г.Осиповичи, ул.Дзержинского, 66

тел. +375 (2235) 56238

Отдел внутренних дел

Осиповичского райисполкома,

ул. Крупской, 33

г.Осиповичи, ул.Крупской, 33

тел. +375 (2235) 20000, 102

 

 

свернуть

Административная ответственность несовершеннолетних

23.09.2024

Основные статьи кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь 6 января 2021 г. № 91-З

                     Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность

  1. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения возраста шестнадцати лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности только за:

1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);

2) оскорбление (статья 10.2);

3) мелкое хищение (статья 11.1);

4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);

5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);

6) мелкое хулиганство (статья 19.1).

  1. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее установленного возраста административной ответственности, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния не могло сознавать его фактический характер и противоправность.

Основные статьи:

                 Статья 10.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания

  1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

  1. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания –

влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

             

 

                Статья 10.2. Оскорбление

  1. Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, –

влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

  1. Оскорбление в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин.

                 Статья 11.1. Мелкое хищение

Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, хищения путем использования компьютерной техники, а равно попытка такого хищения –

влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

 

                 Статья 11.3. Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества

Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, –

влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

                 Статья 11.4. Присвоение найденного имущества

Присвоение найденного заведомо чужого имущества или клада –

влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.

 

                 Статья 16.29. Жестокое обращение с животным или избавление от животного

  1. Жестокое обращение с животным (за исключением истязания животного), не повлекшее его гибели или увечья, –

влечет наложение штрафа в размере до пятнадцати базовых величин.

  1. Избавление от животного –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

  1. Жестокое обращение с животным, выразившееся в истязании животного либо повлекшее его гибель или увечье, –

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Статья 19.1. Мелкое хулиганство

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, –

влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Статья 19.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность,–

влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения,–

влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест

3.Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ,–

влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки  для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом,   достигшим    возраста    восемнадцати    лет,    заведомо    несовершеннолетнего   в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка,–

влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.

Статья 19.6. Заведомо ложное сообщение

Заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами,–

влечет наложение штрафа в размере от четырех до пятнадцати базовых величин.

То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение,–

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин.

Статья 19.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах

Курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака в местах, где они  в соответствии с законодательными актами запрещены, –

влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.

                 Статья 18.14. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления

  1. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления, –

влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.

  1. Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

 

Статья 19.10. Пропаганда или публичное демонстрирование, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики

  1. Пропаганда или публичное демонстрирование, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет либо иной информационной сети, изготовление, распространение нацистской символики или атрибутики, а равно хранение или приобретение такой символики или атрибутики в целях распространения –

влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

  1. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

Статья 19.11. Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность

  1. Распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции –

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

  1. Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

 

свернуть

Хищение имущества путем модификации компьютерной информации

06.09.2024

Статья 212. Хищение имущества путем модификации компьютерной информации

  1. Хищение имущества путем модификации компьютерной информации –

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

  1. То же деяние, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, –

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

  1. Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, –

наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

  1. Деяния, предусмотренные частями 1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

свернуть