Программа работы районного ресурсного центра по учебному предмету «Химия» для 10, 11 классов (для подготовки к централизованному тестированию (экзамену)
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель – повторение материала учебного предмета «Химия» для подготовки к итоговой аттестации учащихся за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.
Задачи:
повторение, обобщение и систематизация учебного материала, изученного в VII–XI классах;
совершенствование навыков выполнения практических заданий и расчетных задач, предусмотренных программой вступительных испытаний по учебному предмету «Химия» для лиц, имеющих общее среднее образование, для получения общего высшего и специального высшего образования (далее – программа вступительных испытаний).
Ожидаемые результаты изучения содержания учебного предмета «Химия» по завершении обучения в VII–XI классах:
предметные:
сформированность представлений об объективности научного знания об окружающем мире; о химии как одной из важнейших естественных наук и ее роли для развития научного мировоззрения, науки, техники и технологий;
приобретение опыта применения научных методов познания: умения анализировать полученные результаты и делать выводы;
метапредметные:
освоение различных форм учебной деятельности (ведение дискуссии; работа в паре и группе; аргументация своей позиции; иные формы);
развитие универсальных учебных действий и межпредметных понятий; управление своей познавательной деятельностью;
развитие умений работать с информацией, выделять в ней главное; критически оценивать информацию, полученную из различных источников, грамотно интерпретировать и использовать ее; отличать существенные признаки явлений от несущественных; видеть несколько вариантов решения проблемы и выбирать наиболее оптимальный из них; интегрировать знания из различных предметных областей для решения практических задач;
личностные:
убежденность в возможностях научного познания законов природы; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
осознание гуманистической сущности и нравственной ценности научных знаний; значимости бережного отношения к окружающей среде и природопользованию; необходимости разумного использования достижений науки и технологий в инновационном развитии общества;
понимание значимости владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;
уважение к деятелям науки и техники, видение науки как элемента общечеловеческой культуры;
готовность к продолжению изучения химии на последующих этапах образования и в профессиональной деятельности.
ГЛАВА 2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Теория химического строения органических соединений (4 часа)
Теория химического строения органических соединений. Зависимость свойств органических соединений от химического строения. Гибридизации атомных орбиталей. Химическая связь в органических веществах, s- и p-связи. Классификация органических соединений. Номенклатура органических соединений. Гомология. Изомерия.
Тема 2. Углеводороды (10 часов)
Алканы, алкены, диены, алкины, арены: определение классов; общие формулы; изомерия; номенклатура; электронное и пространственное строение молекул. Физические свойства. Химические свойства. Получение и применение.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения
(10 часов)
Спирты, фенолы. Определение классов; изомерия; номенклатура; электронное и пространственное строение молекул. Физические свойства. Химические свойства. Получение и применение.
Альдегиды, карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры. Определение классов; изомерия; номенклатура; электронное и пространственное строение молекул. Физические свойства. Химические свойства. Получение и применение.
Углеводы. Определение класса. Общая формула. Классификация.
Глюкоза. Линейная и циклические a- и b-формы молекулы глюкозы. Химические свойства глюкозы. Сахароза как представитель дисахаридов, ее состав. Молекулярная формула. Крахмал и целлюлоза; строение молекул, физические и химические свойства. Нахождение углеводов в природе и их применение.
Тема 4. Азотсодержащие органические соединения (6 часов)
Амины. Определение класса. Первичные насыщенные амины, общая формула. Аминогруппа. Структурная изомерия и номенклатура первичных аминов. Физические свойства. Химические свойства: основные свойства аминов (реакции с водой и кислотами), полное окисление. Анилин как представитель ароматических аминов.
Аминокислоты. Определение класса. Изомерия и номенклатура: тривиальная и ИЮПАК. Строение молекул, физические и химические свойства -аминокислот, получение.
Белки. Состав и строение белковых макромолекул.
Взаимосвязь между основными классами органических соединений. Качественные реакции на изученные органические соединения.
Тема 5. Основные понятия и законы химии (4 часа)
Основные понятия химии. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Количество вещества. Молярная масса. Закон постоянства состава и закон сохранения массы веществ. Закон Авогадро. Молярный объем газа. Относительная плотность газа.
Тема 6. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (2 часа)
Строение атома. Электронно-графические схемы, электронные конфигурации атомов элементов первых трех периодов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Периодичность изменения атомного радиуса, металлических и неметаллических свойств, электроотрицательности с увеличением атомного номера для элементов А-групп. Изменение кислотно-основных свойств оксидов и гидроксидов с увеличением атомного номера для элементов А-групп. Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе и строению атома. Значение периодического закона.
Тема 7. Химическая связь (2 часа)
Природа и типы химической связи. Валентность и степень окисления. Межмолекулярное взаимодействие и водородная связь.
Типы кристаллических структур: атомная, ионная, молекулярная, металлическая.
Тема 8. Химические реакции (4 часа)
Классификация химических реакций.
Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость химических реакций. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.
Окислительно-восстановительные процессы.
Тема 9. Растворы (8 часов)
Растворы. Растворимость. Зависимость растворимости веществ от природы вещества, температуры и давления. Массовая доля, молярная концентрация Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты.
Условия необратимого протекания реакций ионного обмена в растворах электролитов. Химические свойства оснований, кислот, солей в свете теории электролитической диссоциации.
Понятие о водородном показателе (рН) раствора.
Химические свойства неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.
Взаимосвязь между основными классами неорганических соединений.
Тема 10. Химия элементов (8 часов)
Химические элементы металлы и неметаллы. Положение в периодической системе, особенности электронного строения атомов.
Химические элементы неметаллы. Положение в периодической системе химических элементов. Строение внешних электронных оболочек атомов неметаллов, валентность, степень окисления в соединениях. Физические и химические свойства. Получение и применение неметаллов и их важнейших соединений.
Физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, водными растворами солей. Ряд активности металлов.
Общие способы получения металлов. Применение металлов и сплавов.
Тема 11. Обобщение изученного материала (2 часа)
Взаимосвязь органических и неорганических соединений.
Основные типы расчетов: 1. Вычисление относительной молекулярной и относительной формульной масс веществ по химическим формулам. 2. Вычисление массовой доли элемента по формуле вещества. 3. Вычисление количества вещества по его массе и массы вещества по его количеству. 4. Вычисление количества газа по его объему (при нормальных условиях (далее – н. у.)) и объема (при н. у.) газа по его количеству. 5. Вычисление по химическим уравнениям массы, количества или объема (для газов, при н. у.) по известной массе, количеству или объему (для газов, при н. у.) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ. 6. Вычисление массовой доли и массы растворенного вещества (растворителя). 7. Установление эмпирической и молекулярной (истинной) формул по массовым долям химических элементов, входящих в состав вещества. 8. Вычисление относительной плотности и молярной массы газов. 9. Расчет массы вещества или объема раствора, необходимого для приготовления раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. 10. Вычисления по уравнениям реакций, протекающих в растворах. 11. Расчеты по термохимическим уравнениям. 12. Определение практического выхода продукта реакции. 13. Вывод формул органических веществ по общей формуле, отражающей их состав. 14. Установление молекулярных формул органических веществ на основании продуктов их сгорания. 15. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.
Согласовано
Методист ГУМУ «Осиповичский районный
учебно-методический кабинет»
О.В.Курьянович
30.08.2024