Программа
занятий районного ресурсного центра по подготовке к заключительному этапу республиканской олимпиады по учебному предмету «Трудовое обучение. Обслуживающий труд»
Цель: организация работы с одаренными и высокомотивированными учащимися по вовлечению их в олимпиадное движение, повышение качества образования.
Задачи:
- совершенствовать знания, умения и навыки учащихся в процессе выполнения различных видов учебно-познавательной и трудовой деятельности (технологических операций);
- содействовать развитию познавательных интересов и самостоятельности, творческих и конструкторских способностей, технического и художественного мышления учащихся в процессе выполнения различных видов деятельности;
- способствовать воспитанию трудолюбия, инициативности и самостоятельности, эстетического вкуса, приобщению к культурным национальным ценностям и традициям.
- Основы приготовления пищи (6 часов)
Питательные вещества и их значение в жизнедеятельности человека. Понятие о калорийности пищи и нормы питания. Режим питания. Меню и гигиенические требования к нему.
Кухонная посуда, инструменты и приспособления. Первичные и тепловые способы обработки пищевых продуктов. Определение доброкачественности продуктов. Условия и сроки хранения продуктов.
Технология приготовления блюд. Виды и особенности приготовления горячих напитков, бутербродов, блюд из яиц, молока, круп, макаронных изделий, овощей, рыбы, мяса. Оформление и правила подачи блюд.
Виды теста и ассортимент изделий из муки. Технология приготовления изделий из теста, сладких блюд. Кремы, начинки, способы оформления кондитерских изделий.
Белорусская национальная кухня. Традиционная белорусская кухня. Способы приготовления блюд. Блюда из картофеля.
Консервы в домашнем питании. Маркировка, дефекты консервов. Консервы в домашнем питании. Приготовление блюд из консервов.
Решение задач творческого содержания.
- Азбука этикета (2 часа)
Праздники: государственные, религиозные, календарные, семейные. Национальные и семейные традиции. Подготовка к празднику.
Виды приемов: молодежная вечеринка, фуршет, коктейль, чайный стол, шведский стол, барбекю.
Сервировка стола к завтраку, обеду и ужину. Правила пользования столовыми приборами. Праздничная сервировка. Этикет за столом.
Решение задач творческого содержания.
- Технология обработки текстильных материалов (14 часов)
Текстильное материаловедение Классификация волокон. Характеристика натуральных волокон. Производство, ассортимент и свойства тканей из натуральных волокон. Характеристика химических волокон. Получение тканей из химических волокон. Свойства искусственных и синтетических тканей. Ассортимент тканей.
Современные ткани и нетканые материалы, их свойства. Прокладочные, дублирующие, подкладочные материалы. Отделочные материалы.
Трикотажное полотно, его виды и свойства. Простые ткацкие переплетения. Уход за изделиями их текстильных материалов.
Решение задач творческого содержания.
Машиноведение. Классификация швейных машин и их назначение. Устройство бытовой швейной машины. Неполадки в работе швейной машины и способы их устранения. Приспособления малой механизации.
Классификация машинных швов: соединительные, краевые, отделочные. Назначение, технология и технические условия выполнения швов.
Решение задач творческого содержания.
Конструирование и моделирование швейных изделий. Мерки, их условные обозначения, прибавки. Разработка эскиза, технического рисунка. Построение чертежа швейных изделий. Понятие о моделировании. Моделирование техническое и художественное. Расчет количества ткани на изготовление швейных изделий (столового белья, штор, постельного белья, кухонного комплекта).
Решение задач творческого содержания.
Технология изготовления швейных изделий. Подготовка ткани и выкройки к раскрою. Рациональная раскладка выкроек на ткани. Раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Последовательность изготовления швейного изделия.
Виды, назначение, область применения и технические условия выполнения технологических операций при пошиве изделий из текстильных материалов.
Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Терминология ВТО. Правила безопасности. Контроль качества готового изделия.
Практическая работа:
- составление последовательности, инструкционной карты изготовления швейных изделий; анализ технологии поузловых обработок;
- выполнение практических упражнений по обработке деталей и узлов из текстильных материалов;
- пошив изделий утилитарного назначения (салфетки, мешочки, косметичка, саше, подложки под горячее и др.).
Решение задач творческого содержания.
- Эстетика одежды (2 часа)
Классификация современной одежды, ее виды. Эксплуатационные, гигиенические, эстетические требования к одежде.
Силуэт в одежде. Понятие о пропорции и телосложении. Типы фигур. Пропорции и размер одежды.
Стиль в одежде. Понятие о фасоне и модели, факторы, влияющие на выбор фасона одежды. Ансамбль в одежде. Костюм, его виды и назначение. Аксессуары и дополнения к одежде. Рациональный гардероб.
Решение задач творческого содержания.
- Художественная обработка материалов (26 часов)
Декоративно-прикладное искусство. Характеристика основных видов рукоделия. Художественное оформление одежды и предметов быта.
Технология вязания крючком и спицами. Виды петель, их условное обозначение в раппорте узора. Схемы вязания. Способы прибавления и убавления петель. Филейное вязание. Отделка изделий декоративными мотивами, мерным и краевым вязаным кружевом.
Цветовое и композиционное решение декорирования изделий вышивкой. Виды декоративных и счетных швов, технология их выполнения. Технология вышивания гладью. Комбинированное вышивание с аппликацией на ткани.
Практическая работа:
- упражнения в чтении и составлении схем вязания крючком и спицами;
- вывязывание крючком декоративных элементов, краевого и мерного кружева, прошвы;
- расчет количества петель и плотности вязания;
- проектирование и выполнение творческих работ, оформленных вышивкой (вязанием): разработка эскизов, технический рисунок для вышивки, подбор швов и цветовой гаммы, декорирование изделий вышивкой (вязанием).
Решение задач творческого содержания.
- Эстетика жилища (8 часов)
Понятие о дизайне. Дизайн интерьера. Функциональные зоны жилища. Основные средства в достижении единства характера среды квартиры.
Мебель, текстиль и художественно-декоративные изделия в интерьере.
Правила эксплуатации жилища. Уход за светильниками, мебелью, напольным покрытием, художественно-декоративными изделиями.
Текстиль в интерьере. Художественно-декоративные изделия. Уход за изделиями из текстиля.
Решение задач творческого содержания.
- Основы выращивания растений (8 часов)
Классификация и условия выращивания цветочно-декоративных растений. Разнообразие и роль комнатных растений в интерьере. Технология выращивания растений.
Приемы композиционного оформления растений в интерьере: фрагментарное, комплексное, временное. Цветочный этикет.
Ассортимент цветочно-декоративных растений, условия размножения и выращивания их в открытом грунте. Газоны, цветники, озеленительные комплексы.
- Выполнение олимпиадных заданий (6 часов)
Проектирование выполнения заданий практического тура на районном, областном и заключительном этапах республиканской олимпиады. Содержание заданий практического тура олимпиады. Требования к качеству выполнения задания.
Практическая работа:
- проектирование и выполнение творческих работ, оформленных вышивкой, вязанием;
- проектирование и выполнение заданий практического тура олимпиады;
- решение задач творческого содержания теоретического тура республиканской олимпиады.
СОГЛАСОВАНО
Методист ГУМУ «Осиповичский
районный учебно-методический
кабинет»
Т.П. Ермакова
30.08.2024