РУС БЕЛ ENG

Раённы рэсурсны цэнтр па падрыхтоўцы навучэнцаў да рэспубліканскай алімпіяды па вучэбным прадмеце "Працоўнае навучанне. Абслугоўваючая праца"

Руководитель районного ресурсного центра

по подготовке учащихся

к республиканской олимпиаде

по учебному предмету 

«Трудовое обучение. Обслуживающий труд»

 учитель обслуживающего труда

высшей квалификационной категории

Неверко Инесса Владимировна

Областной ресурсный центр 

Место проведения

Дата / Время проведения

Ссылка при подключении

ГУО «Средняя школа № 33 г.Могилева»

Суббота

10.00 - 14.00

Очно

График работы

 

предмет

класс

день

время

Ф.И.О. учителя

аудитория

обслуживающий

труд

6-10

пятница

15:00-16:30

Неверко

Инесса

Владимировна

103

 

Список участников

 

п/п

Ф.И.О. учащихся

Класс

Наименование учреждения образования

Ф.И.О. учителя

1.

Астапович Мария Сергеевна

8

ГУО «Гимназия г.Осиповичи»

Неверко Инесса Владимировна

2.

Батищева Арина Вячеславовна 10 ГУО "Гимназия г.Осиповичи" Неверко Инесса Владимировна

3.

Бегун Валерия Сергеевна 6 ГУО «СШ №1 г.Осиповичи им. Б.М. Дмитриева» Дзюбич Елена Николаевна

4.

Болотько Александра Дмитриевна 10 ГУО "СШ№5 г.Осиповичи" Заманова Ольга Михайловна

5.

Дивак Дарья Владимировна 8 ГУО "СШ№5 г.Осиповичи" Заманова Ольга Михайловна

6.

Евщик Кира Максимовна 10 ГУО «СШ №1 г.Осиповичи им. Б.М. Дмитриева»

Дзюбич Елена Николаевна

7.

Логвин Мая Александровна 10 ГУО "СШ№5 г.Осиповичи" Заманова Ольга Михайловна

8.

Надточеева Маргарита Петровна 8 ГУО "СШ№3 г Осиповичи" Тихонович Людмила Владимировна

9.

Утарова Ангелина Дильмурадовна 8 ГУО "СШ№5 г.Осиповичи" Заманова Ольга Михайловна

10.

Хорошун Мария Максимовна 6 ГУО «СШ №1 г.Осиповичи им. Б.М. Дмитриева» Дзюбич Елена Николаевна

 

 

Программа

занятий районного ресурсного центра по подготовке к заключительному этапу республиканской олимпиады по учебному предмету «Трудовое обучение. Обслуживающий труд»

Цель: организация работы с одаренными и высокомотивированными учащимися по вовлечению их в олимпиадное движение, повышение качества образования.

Задачи:

- совершенствовать знания, умения и навыки учащихся в процессе выполнения различных видов учебно-познавательной и трудовой деятельности (технологических операций);

- содействовать развитию познавательных интересов и самостоятельности, творческих и конструкторских способностей, технического и художественного мышления учащихся в процессе выполнения различных видов деятельности;

- способствовать воспитанию трудолюбия, инициативности и самостоятельности, эстетического вкуса, приобщению к культурным национальным ценностям и традициям.

  1. Основы приготовления пищи (6 часов)

Питательные вещества и их значение в жизнедеятельности человека. Понятие о калорийности пищи и нормы питания. Режим питания. Меню и гигиенические требования к нему.

Кухонная посуда, инструменты и приспособления. Первичные и тепловые способы обработки пищевых продуктов. Определение доброкачественности продуктов. Условия и сроки хранения продуктов.

Технология приготовления блюд. Виды и особенности приготовления горячих напитков, бутербродов, блюд из яиц, молока, круп, макаронных изделий, овощей, рыбы, мяса. Оформление и правила подачи блюд.

Виды теста и ассортимент изделий из муки. Технология приготовления изделий из теста, сладких блюд. Кремы, начинки, способы оформления кондитерских изделий.

Белорусская национальная кухня. Традиционная белорусская кухня. Способы приготовления блюд. Блюда из картофеля.

Консервы в домашнем питании. Маркировка, дефекты консервов. Консервы в домашнем питании. Приготовление блюд из консервов.

Решение задач творческого содержания.

  1. Азбука этикета (2 часа)

Праздники: государственные, религиозные, календарные, семейные. Национальные и семейные традиции. Подготовка к празднику.

Виды приемов: молодежная вечеринка, фуршет, коктейль, чайный стол, шведский стол, барбекю.

Сервировка стола к завтраку, обеду и ужину. Правила пользования столовыми приборами. Праздничная сервировка. Этикет за столом.

Решение задач творческого содержания.

  1. Технология обработки текстильных материалов (14 часов)

Текстильное материаловедение Классификация волокон. Характеристика натуральных волокон. Производство, ассортимент и свойства тканей из натуральных волокон. Характеристика химических волокон. Получение тканей из химических волокон. Свойства искусственных и синтетических тканей. Ассортимент тканей.

Современные ткани и нетканые материалы, их свойства. Прокладочные, дублирующие, подкладочные материалы. Отделочные материалы.

Трикотажное полотно, его виды и свойства. Простые ткацкие переплетения. Уход за изделиями их текстильных материалов.

Решение задач творческого содержания.

Машиноведение. Классификация швейных машин и их назначение. Устройство бытовой швейной машины. Неполадки в работе швейной машины и способы их устранения. Приспособления малой механизации.

Классификация машинных швов: соединительные, краевые, отделочные. Назначение, технология и технические условия выполнения швов.

Решение задач творческого содержания.

Конструирование и моделирование швейных изделий. Мерки, их условные обозначения, прибавки. Разработка эскиза, технического рисунка. Построение чертежа швейных изделий. Понятие о моделировании. Моделирование техническое и художественное. Расчет количества ткани на изготовление швейных изделий (столового белья, штор, постельного белья, кухонного комплекта).

Решение задач творческого содержания.

Технология изготовления швейных изделий. Подготовка ткани и выкройки к раскрою. Рациональная раскладка выкроек на ткани. Раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Последовательность изготовления швейного изделия.

Виды, назначение, область применения и технические условия выполнения технологических операций при пошиве изделий из текстильных материалов.

Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Терминология ВТО. Правила безопасности. Контроль качества готового изделия.

Практическая работа:

- составление последовательности, инструкционной карты изготовления швейных изделий; анализ технологии поузловых обработок;

- выполнение практических упражнений по обработке деталей и узлов из текстильных материалов;

- пошив изделий утилитарного назначения (салфетки, мешочки, косметичка, саше, подложки под горячее и др.).

Решение задач творческого содержания.

  1. Эстетика одежды (2 часа)

Классификация современной одежды, ее виды. Эксплуатационные, гигиенические, эстетические требования к одежде.

Силуэт в одежде. Понятие о пропорции и телосложении. Типы фигур. Пропорции и размер одежды.

Стиль в одежде. Понятие о фасоне и модели, факторы, влияющие на выбор фасона одежды. Ансамбль в одежде. Костюм, его виды и назначение. Аксессуары и дополнения к одежде. Рациональный гардероб.

Решение задач творческого содержания.

  1. Художественная обработка материалов (26 часов)

Декоративно-прикладное искусство. Характеристика основных видов рукоделия. Художественное оформление одежды и предметов быта.

Технология вязания крючком и спицами. Виды петель, их условное обозначение в раппорте узора. Схемы вязания. Способы прибавления и убавления петель. Филейное вязание. Отделка изделий декоративными мотивами, мерным и краевым вязаным кружевом.

Цветовое и композиционное решение декорирования изделий вышивкой. Виды декоративных и счетных швов, технология их выполнения. Технология вышивания гладью. Комбинированное вышивание с аппликацией на ткани.

Практическая работа:

- упражнения в чтении и составлении схем вязания крючком и спицами;

- вывязывание крючком декоративных элементов, краевого и мерного кружева, прошвы;

- расчет количества петель и плотности вязания;

- проектирование и выполнение творческих работ, оформленных вышивкой (вязанием): разработка эскизов, технический рисунок для вышивки, подбор швов и цветовой гаммы, декорирование изделий вышивкой (вязанием).

Решение задач творческого содержания.

  1. Эстетика жилища (8 часов)

Понятие о дизайне. Дизайн интерьера. Функциональные зоны жилища. Основные средства в достижении единства характера среды квартиры.

Мебель, текстиль и художественно-декоративные изделия в интерьере.

Правила эксплуатации жилища. Уход за светильниками, мебелью, напольным покрытием, художественно-декоративными изделиями.

Текстиль в интерьере. Художественно-декоративные изделия. Уход за изделиями из текстиля.

Решение задач творческого содержания.

  1. Основы выращивания растений (8 часов)

Классификация и условия выращивания цветочно-декоративных растений. Разнообразие и роль комнатных растений в интерьере. Технология выращивания растений.

Приемы композиционного оформления растений в интерьере: фрагментарное, комплексное, временное. Цветочный этикет.

Ассортимент цветочно-декоративных растений, условия размножения и выращивания их в открытом грунте. Газоны, цветники, озеленительные комплексы.

  1. Выполнение олимпиадных заданий (6 часов)

Проектирование выполнения заданий практического тура на районном, областном и заключительном этапах республиканской олимпиады.   Содержание заданий практического тура олимпиады. Требования к качеству выполнения задания.

Практическая работа:

- проектирование и выполнение творческих работ, оформленных вышивкой, вязанием;

- проектирование и выполнение заданий практического тура олимпиады;

- решение задач творческого содержания теоретического тура республиканской олимпиады.

 

СОГЛАСОВАНО

Методист ГУМУ «Осиповичский

районный учебно-методический

кабинет»

Т.П. Ермакова

30.08.2024

 

План работы

районного ресурсного центра

по подготовке учащихся к республиканской олимпиаде

по учебному предмету «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» 2024/2025 уч.г.

Составитель: Неверко И.В.,

учитель обслуживающего труда

ГУО «Гимназия г.Осиповичи»

 

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

Количество

часов

1.

Основы приготовления пищи. Режим питания. Меню и гигиенические требования к нему. Кухонная посуда. Первичные и тепловые способы обработки пищевых продуктов.  Условия и сроки хранения продуктов. Консервы в домашнем питании. Маркировка, дефекты консервов. Приготовление блюд из консервов.

Практическая работа. Пошив саше для столовых приборов.

21.09

2

2.

Технология приготовления блюд. Виды и особенности приготовления горячих напитков, бутербродов, блюд из молока, круп, макаронных изделий, овощей, рыбы, мяса. Оформление блюд.

Практическая работа. Пошив саше для столовых приборов.

28.09

2

3.

Виды теста и ассортимент изделий из муки. Сладкие блюда. Оформление кондитерских изделий. Белорусская национальная кухня. Способы приготовления блюд. Блюда из картофеля.

Выполнение тестовых заданий.

Практическая работа. Пошив саше для столовых приборов.

04.10

2

4.

Азбука этикета. Праздники: государственные, религиозные, календарные, семейные. Виды приемов. Сервировка стола. Этикет за столом.

Практическая работа. Пошив прихватки.

11.10

2

5.

Технология обработки текстильных материалов.  Текстильное материаловедение. Классификация волокон. Характеристика волокон.  Современные ткани и нетканые материалы, их свойства. Трикотажное полотно, его виды и свойства.

Выполнение тестовых заданий.

Практическая работа. Пошив прихватки.

18.10

2

6.

Машиноведение. Устройство бытовой швейной машины. Классификация машинных швов: соединительные, краевые, отделочные. Назначение и технология и технические условия выполнения швов.

Практическая работа. Составление инструкционной карты изготовления швейных изделий. Пошив подложки под горячее.

25.10

2

7.

Конструирование и моделирование швейных изделий. Мерки. Разработка эскиза, технического рисунка. Построение чертежа швейных изделий. Расчет количества ткани на изготовление швейных изделий. Моделирование техническое и художественное.

Практическая работа. Пошив подложки под горячее.

01.11

2

8.

Технология изготовления швейных изделий. Раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке. Последовательность изготовления швейного изделия.

Практическая работа. Пошив подложки под горячее.

08.11

2

9.

Швейные изделия. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Символы по уходу, моющие средства, правила замачивания, стирки, сушки, тепловая обработка. Терминология ВТО.

Практическая работа. Обработка деталей и узлов из текстильных материалов.

15.11

2

10.

Швейные изделия.  Инструкционная карта на швейное изделие. Разработка инструкционной карты на упаковку-мешочек для новогоднего сувенира.

Практическая работа. Пошив текстильной упаковки-мешочка для новогоднего сувенира.

22.11

2

11.

Контрольное тестирование. Тренировочная олимпиада.

Практическая работа (по заявленным материалам).

29.11

2

12.

Анализ выполнения тренировочной олимпиады. Эстетика одежды. Классификация современной одежды, ее виды. Ансамбль в одежде. Аксессуары к одежде. Костюм, его виды. Рациональный гардероб.

Практическая работа. Пошив прихватки.

06.12

2

13.

Художественная обработка материалов. Декоративно-прикладное искусство. Технология вязания крючком и спицами. Виды петель, их условное обозначение в раппорте узора.

Решение творческих задач.

Практическая работа. Пошив прихватки.

13.12

2

14.

Декоративно-прикладное искусство. Схемы вязания. Способы прибавления и убавления петель.

Практическая работа. Изготовление салфетки, декорирование вышивкой.

20.12

2

15.

Декоративно-прикладное искусство. Схемы вязания. Чтение схем. Завязка, шнур, мотив, прошва, подзор, карунки. Краевое, мерное, ленточное кружево.

Практическая работа. Изготовление салфетки, декорирование вышивкой.

27.12

2

16.

Декоративно-прикладное искусство. Цветовое и композиционное решение декорирования изделий вышивкой.

Выполнение тестовых заданий.

Практическая работа. Вывязывание крючком декоративных элементов, краевого и мерного кружева.

03.01

2

17.

Декоративно-прикладное искусство. Филейное вязание.

Практическая работа. Вывязывание крючком декоративных элементов, кружева.

10.01

2

18.

Декоративно-прикладное искусство. Вязание спицами: виды петель, приемы вязания на двух, пяти, круговых спицах.

Выполнение тестовых заданий.

Практическая работа. Вывязывание спицами декоративных элементов.

17.01

2

19.

Декоративно-прикладное искусство. Основные вязки и их свойства. Задачи на расчеты.

Практическая работа. Отделка салфетки декоративными мотивами, мерным и краевым вязаным кружевом.

24.01

2

20.

Декоративно-прикладное искусство. Филейное вязание. Художественное оформление одежды и предметов быта.

Выполнение тестовых заданий.

Практическая работа. Вывязывание крючком декоративных элементов, краевого и мерного кружева, прошвы.

31.01

2

21.

Декоративно-прикладное искусство. Виды декоративных и счетных швов, технология их выполнения.

Практическая работа. Декорирование салфетки вышивкой.

07.02

2

22.

Декоративно-прикладное искусство. Технология вышивания гладью.

Выполнение тестовых заданий.

Практическая работа.  Декорирование салфетки вышивкой (вязанием).

14.02

2

23.

Декоративно-прикладное искусство. Комбинированное вышивание с аппликацией на ткани.

Решение задач творческого содержания.

Практическая работа. Декорирование прихватки аппликацией. 

21.02

2

24.

Контрольное тестирование. Тренировочная олимпиада.

Практическая работа (по заявленным материалам).

28.02

2

25.

Анализ выполнения тренировочной олимпиады. Решение задач творческого содержания.

Практическая работа. Пошив косметички.

07.03

2

26.

Эстетика жилища. Дизайн интерьера. Функциональные зоны жилища. Основные средства в достижении единства характера среды квартиры.

Практическая работа. Декорирование косметички.

14.03

2

27.

Эстетика жилища. Мебель, текстиль и художественно-декоративные изделия в интерьере.

Практическая работа. Изготовление кольца для салфеток. 

21.03

2

28.

Эстетика жилища. Текстиль в интерьере. Правила эксплуатации жилища. Уход за светильниками, мебелью, напольным покрытием, художественно-декоративными изделиями.

Выполнение тестовых заданий.

Практическая работа. Пошив подхвата для штор.

28.03

2

29.

Контрольное тестирование. Тренировочная олимпиада.

Практическая работа (по заявленным материалам).

04.04

2

30.

Анализ выполнения тренировочной олимпиады. Решение задач творческого содержания.

Практическая работа. Изготовление салфетки-сета.

11.04

2

31.

Основы выращивания растений. Классификация и условия выращивания цветочно-декоративных растений.

Практическая работа. Изготовление салфетки-сета.

18.04

2

32.

Основы выращивания растений. Разнообразие и роль комнатных растений в интерьере. Технология выращивания растений.

Практическая работа. Изготовление салфетки-сета.

25.04

2

33.

Основы выращивания растений. Приемы композиционного оформления растений в интерьере: фрагментарное, комплексное, временное. Цветочный этикет.

Решение задач творческого содержания.

Практическая работа. Изготовление клубочницы-рюкзачка с затягивающимся верхним краем.

02.05

2

34.

Основы выращивания растений. Ассортимент цветочно-декоративных растений, условия размножения и выращивания их в открытом грунте. Газоны, цветники, озеленительные комплексы.

Практическая работа. Изготовление клубочницы-рюкзачка с затягивающимся верхним краем.

16.05

2

35.

 

 

 

Решение заданий теоретического тура третьего и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету «Трудовое обучение. Обслуживающий труд».

23.05

2

36.

Решение заданий теоретического тура третьего и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету «Трудовое обучение. Обслуживающий труд».

30.05

2

СОГЛАСОВАНО

Методист ГУМУ «Осиповичский

районный учебно-методический

кабинет»

Т.П. Ермакова

30.08.2024